Что должен знать будущий первоклассник. |
Какими знаниями должен обладать современный будущий первоклассник? Предлагаем вашему вниманию список необходимого минимума того, что ребенок должен знать к школе.
Общий кругозор:
- Фамилия, имя.
- Дата рождения.
- Свой возраст.
- Имя и отчество родителей.
- Домашний адрес.
- В какой стране живет.
- Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран).
- Знание растений.
- Знание профессий, видов спорта, транспорта.
- Быт людей.
- Уметь объяснить закономерности природных явлений.
- Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.
Мышление:
- Определение четвертого лишнего.
- Классификация, обобщение.
- Сходство/различия.
- Умение решать логические задачи.
- Сложение фигур из частей.
- Сложение из счетных палочек.
- Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.
Внимание:
- Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).
- Переключение.
- Распределение.
Память:
- Повтор 10 слов или цифр.
- Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.).
- Пересказ текстов.
Речь:
- Артикуляция, произношение.
- Отвечать на вопросы и задавать их.
- Строить рассказы по картинкам.
- Сочинять сказки.
- Составлять предложения.
- Заучивать наизусть стихи, прозу.
Моторика:
- Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.
- Уметь чертить прямую линию.
- Писать печатную букву по образцу.
- Вырезать из бумаги.
- Аккуратно клеить.
- Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.
- Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.
- Изготавливать аппликации.
Математические знания:
- Знать цифры (от 0 до 9).
- Называть числа в прямом и обратном порядке.
- Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.
- Соотносить цифру и число предметов.
- Ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант).
Что должен знать и уметь будущий первоклассник
При подготовке детей к школе необходимо формировать такие качества личности, которые позволят будущему ученику не только успешно учиться, но к жить в новой и необычной для него обстановке, общаться с товарищами по классу, учителями. Среди этих качеств особого внимания требуют следующие: любознательность, познавательный интерес, активность, инициативность, достаточно широкий умственный кругозор. Большое значение имеет развитие волевых качеств ребенка, без которых он не сможет регулировать свое повеление, ответственно относиться к учебе, осознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Совершенно необходим будущему школьнику тот комплекс качеств, который образует умение учиться; стремление действовать самостоятельно, умение критически оценивать свою работу, исправлять допущенные "ошибки, умение управлять своими практическими и умственными действиями.
Необходимо формировать у ребенка навыки самостоятельности (в учебной деятельности):
- умение принять доступную учебную задачу, следовать цели, поставленной взрослым;
- точно выполнять задание без посторонней помощи и контроля со стороны взрослого;
- работать длительное время, сосредоточенно, преодолевая трудности, не отвлекаясь;
- добиваться результатов;
- умение справедливо оценивать свою работу. Если допустил ошибки, то при проверке их замечать и самостоятельно исправлять;
- умение доводить начатое дело до конца;
- формировать чувство морального удовлетворения от самостоятельно выполненной работы.
Успешность обучения детей в начальной школе в значительной мере определяется тем уровнем умственного развития, которого они достигли к концу дошкольного детства. Готовность к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1-й класс необходим известный запас знаний:
а) По развитию речи
1 Ребенок должен обладать определенным словарем. Словарный запас ребенка более 7 лет должен составлять 3-3,5 т. слов.
2 Иметь следующие навыки разговорной диалогической речи:
- умение слушать и понимать обращенную к нему речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать.
3 При формировании монологической речи:
- самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание литературного текста, использовать в рассказе выразительные средства.
- самостоятельно составлять небольшие рассказы, проявляя творчество, воображение, а также сказки, загадки из личного опыта;
- уметь составлять рассказы по картинке, предмету, серии сюжетных картин. Передавать ход своих мыслей, объяснять то или иное событие, правило;
- произносить все звуки родного языка, иметь четкую правильную дикцию, внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания;
- речь должна быть морфологически правильной (отсутствие грамматических ошибок, соблюдение правильного ударения, использование разнообразных грамматически правильных форм: сравнительная и превосходная степень имен прилагательных, наличие причастий и деепричастий, правильное склонение числительных и местоимений, спряжение глаголов);
- умение правильно строить и свободно пользоваться различными предложение и, простыми и распространенными, соблюдая порядок слов в предложении.
Развитие речи осуществлять в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и др , а также вне их - в игровой, художественной деятельности. Однако обучение родному языку, развитие речи на специальных занятиях является главной центральной задачей. В основе лежит комплексный подход к вопросу развития речи. Охватывает разные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется с постепенным усложнением материала. Вместе с тем на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. Последовательное осуществление преемственности связано с ориентацией на имеющиеся речевые умения и навыки.
б) Обучение грамоте
- Умение составлять предложения из 3-4 слов, членить простые предложения на слова, находить место слова в предложении;
- умение членить слова на слоги, составлять слова из слогов;
- умение различать звуки на слух, устанавливать их последовательность в словах.
Интонационно выделять звук в слове;
- умение проводить звуковой анализ трех-, четырех-, пяти звуковых слов различной
звуковой структуры;
- определять место звука в слове;
- умение обозначить звуки буквами;
- проводить звукобуквенный анализ;
- составлять слова из букв и слогов;
- усвоить и дифференцировать понятие гласный, согласный, твердый, мягкий,
- знать гласные звуки;
- уметь подобрать слова с определенным звуком;
- уметь выделить в слове любой звук, определить его место в слове самостоятельно называть слова с этим звуком;
- умение при проведении фонемного анализа составить схему;
- овладение навыками слогового чтения в пределах полного алфавита, затем – овладение плавным чтением;
- на основе хорошо отработанного фонемного анализа идет работа по обучению детей грамотному письму (печатание).
в) Подготовка руки к письму
1. Большое внимание уделять подготовке руки к письму, развитию мелкой мускулатуры пальцев, координации движений руки и глаза при письме. Развивать глазомер, пространственную ориентировку.
2. В совместной с детьми деятельности и на занятиях предлагать задания в тетрадях; чаще использовать пластилин, мозаику, мелкий строительный материал, давать возможность
использовать ножницы, иголку, спицы (плетение, вышивание, вязание и т. д.)
3. Во время игр, бытовых процессов включать упражнения для кисти руки, пальцев.
г) Математика
· внимания: лабиринты различной степени сложности и различных видов, дидактические игры типа «Веселый счет», сравнение объектов, сюжетных картинок, групп математических объектов;
· воображение: восстановление фигур (частей фигур) одинаковых форм, деление фигур на заданные части и другое;
· памяти: зрительные и слуховые диктанты;
· мышления: наблюдение, сравнение, анализ; установление закономерностей и их использование для выполнения заданий и получения новых знаний.
e) Экология
1.Дети должны знать, что природа не беспредельный склад, запасы ее не неистощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей, созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей в дошкольном детстве и
продолжать в школе.
2.Дети должны знать не только представителей ближайшего природного окружения, но и обитателей степей, пустынь, Крайнего Севера. У них должны быть конкретные представления о многообразии живых существ, населяющих нашу планету. Конкретные представления о среде обитания, условиях жизни, питании.
3.Должны знать условия роста отдельных растений. Конкретные представления об уходе за растениями и животными. Проявлять инициативу, самостоятельность в отношении ухода за живыми объектами.
4.Дети должны знать обобщенное представление о признаках сезона: состояние не живой природы, об основных явлениях погоды, типичных для данного сезона, состояния растений и животных, характерные явления в их жизни. Знать как приспосабливаются растения, животные к сезонным изменениям.
5.Ребенок должен знать растения родного края, занесенные в Красную книгу.
6.Конкретные представления об основных правилах поведения человека в лесу, на лугу, водоеме, парке.
ж) Этика
1.Работа по этике, начатая в детском саду, должна найти продолжение в первом классе школы. Через использование различных форм, средств и методов воспитательного воздействия - кружки, студии, специальные занятия, уроки.
2.К поступлению в школу у детей должны быть сформированы следующие
Навыки: умение различать хорошие и плохие поступки, понимать, почему нужно поступать хорошо, каков мотив стоит за каждым поступком.
3.Знать простейшие правила общения со сверстниками и взрослыми, основанные на уважении и доброжелательности:
- употребление выражений приветствия, прощания, благодарности;
- умение говорить спокойным тоном, не перебивать говорящего;
- умение воздерживаться от неуместных в данной обстановке слов, действий;
4. Знать простые формы этики:
- плавила поведения за столом, в гостях, в транспорте и общественных местах;
- использование слов, обозначающих просьбу, извинения, вежливый отказ в просьбе;
- правила общения друг с другом;
- правила поведения в школе.
Понятия этики и эстетики взаимосвязаны. Нельзя научить ребенка добру, не сформировав у него понятия "красивое", "некрасивое", не сформировав эмоционального протеста против зла. И эта работа должна вестись систематически и целенаправленно через занятия по
изодеятельности, искусству, музыке, хореографии, знакомство с произведениями литературы и искусства. И эта работа может быть успешной при условии создания вокруг ребенка жизнерадостной обстановки, т.к. положительное эмоциональное состояние является основой добророжелательного отношения к людям.